Значение слова «соха»
Содержание:
Далматовский монастырь — крепость на исетском берегу
Строить монастыри в отдаленной глуши стало устойчивой традицией на Руси. Русские заводили обители в пучинах вечно бушующей Ладоги, на продуваемых ледяными ветрами Соловецких островах и на развалинах полунощной Мангазеи.
Вокруг обители, как правило, быстро вырастали поселения — крестьяне приходили работать на монастырские земли, чтобы прокормить себя и братию. Для защиты от инородцев-язычников монастыри одевались в деревянные или каменные одежды, превращаясь в неприступные бастионы. Такой была русская монастырская колонизация.
Старец Далмат Исетский, портрет XVIII в. (pinterest.com)
В 1642 году успешный тобольский сын боярский Дмитрий Мокринский схоронил любимую жену, после чего с горя оставил службу и детей, приняв монашеский постриг с именем Далмат в Невьянском монастыре. Очень скоро новоиспеченный инок покидает уральскую братию в поисках уединения. Удалившись на восток, Далмат дошел до реки Исеть, крутой берег которой приглянулся бродячему старцу. Монах выкопал для себя скромную землянку и начал тихую жизнь в молитве и посте. Впрочем, довольно скоро одиночество инока нарушают его последователи, и вокруг кельи начинает вырастать новая монастырская братия.
Прослышав о незваных гостях на своей вотчине, тюменский татарин Илигей в 1644 году решил согнать надоедливых монахов с места. Однако в дороге с ним приключается чудо: во сне татарину является женщина в багряных одеждах, которая приказывает ему оставить Далмата в покое и даже отдать старцу землю. Народ поверил, что сама Богородица благословила создание новой обители на Исети, дав толчок ее бурному развитию.
Монастырь быстро превратился в островок относительной безопасности в Зауральской степи, как магнит притягивая к себе русский люд. Первыми монахами Далматовой пустыни становились беглые крестьяне или служилые, остывшие к государеву делу.
На крутом исетском берегу жилось трудно. Местные инородцы регулярно тревожили обитель, убивали монахов, уводили хлебопашцев в полон. Кроме того, в 1649 году царь окончательно закрепостил крестьян и запретил брать на работы беглых. В результате толковых рабочих рук в Сибири того времени не хватало как игуменам, так и местным воеводам.
Обитель старца Далмата на десятилетия оказалась в глубоком тылу еще не освоенных русскими земель. Калмыки и башкирцы дважды дотла сжигали монастырь, но упрямый старец вновь восстанавливал его из пепла. Тобольские воеводы, понимая стратегическое положение монастыря, постарались укрепить его. Вскоре обитель обрастает острогом и превращается в неприступную твердыню — первую на южном рубеже таежной Сибири.
Государи регулярно жаловали Далматову пустынь новыми землями, а местные староверы перед уходом в леса или гарь отписывали все свое имущество обители — монастырь быстро богател, став духовным и культурным центром русских территорий за Уралом.
Старец Далмат умер только на 104 году земного пути, пережив пять царей и увидев расцвет главного детища всей своей жизни.
В начале XVIII века исетская обитель, вслед за Тобольском, оделась в камень. Выросшие каменные храмы монастыря спрятала за собой могучая кирпичная стена. К этому времени обитель уже обросла множеством крестьянских поселений, успешно снабжала горнозаводской Урал хлебом и стала прочным звеном годуновской линии укреплений, подпирающей собою русскую Сибирь с юго-востока.
Однако беда пришла, откуда не ждали. В 1774 году до Сибири докатился пугачевский бунт — к монастырю подошло несколько тысяч разбойных людишек. Пугачевцы умели штурмовать укрепления, но Далматовский монастырь не поддавался им целых 20 дней. Упрямые монахи по ночам молились в кельях, а днем ожесточенно отстреливались из пушек с неприступных монастырских стен. Позже императрица Екатерина II щедро наградит братию монастыря за проявленное мужество в борьбе с «ворами пугачевцами».
История
Очень старое обозначение единицы оклада. Татары брали дань с действительной сохи, как земледельческого орудия при двух-трёх лошадях. В конце XV века новгородская соха равнялась 3 обжам. Московская (или большая) соха — 10 новгородским и являлась податным округом разных размеров в различных районах государства.
В 1550 году была установлена новая податная единица, сохранившая старое название «соха». Сохой стали называть определённое количество распаханной земли. Соха делилась на четверти примерно равные 2731,35 м² = 0,273135 га.
Выделялось несколько видов сохи:
- служи́лая — 800 четвертей лучшей земли;
- церко́вная — 600 четвертей лучшей земли;
- чёрная — 400 четвертей лучшей земли.
Земли похуже считалось в сохе больше. По этому различию сох видно, что тяжесть обложения падала на «чёрные сохи», то есть крестьянские, которые при одинаковом качестве земли были обложены вдвое больше служилых и в полтора раза больше церковных. Четверть или четь — это пространство земли, засеянное четвертью ржи, т. е. мерой объема, равной 209,66 литра (согласно статье Русская система мер). Сеяли тогда так, что пространство земли, засеянное двумя четвертями зерна, равнялось десятине.
Чтобы узнать, сколько сох во всём государстве, была устроена перепись и измерение податных земель. Тогда же от подати освободили те четверти, который служилый человек распахивал для себя. Затем, до начала XVII века, крестьянин, живший и работавший на земле служилого человека, как и крестьянин, живший на своей земле или государственной, платили одинаково с каждой четверти распаханной земли, или «живущей», как называли её в те времена. Но в начале XVII века под «живущей четвертью» стали понимать не настоящую четверть распаханной служилой земли, а по несколько целых крестьянских дворов, из которых каждый распахивал не одну четверть.
Это было сделано в интересах служилых людей: на их землях устанавливалась «живущая четверть» в 10-16 дворов. То есть, если каждый двор такой четверти распахивал по 4 четверти (две десятины), то в такой «живущей четверти» будет от 40 до 64 действительных четвертей распаханной земли. Следовательно, с 40 или 64 четвертей служилой земли брали столько же, сколько крестьянин, живший на своей или государственной земле, платил с одной.
Подать с посадских взималась тоже по «сохам». Соху составляло определённое количество дворов. Различались сохи «лучших», «средних», «меньших» и «охудалых» посадских людей. Соха лучших людей состояла из 40 дворов, соха средних — из 80, меньших — из 160, «охудалых» — 320 дворов. С каждой сохи взимался одинаковый податный оклад. Следовательно, одну и ту же сумму подати «лучшие» посадские платили с двое меньшего количества дворов, нежели «средние». Возможный недобор с меньших и «охудалых» сох взыскивался с лиц, принадлежащих к сохам «средним» и «лучшим» (так называемая «круговая порука»).
Правила использования
Уединяйтесь во время прочтения или прослушивания текстов
Это особенно важно для новичков в области постижения тибетских мантр, ведь с непривычки сфокусироваться на одном только звуке сложно. Старайтесь минимизировать все возможные раздражители заранее
Со временем уровень духовного саморазвития позволит вам читать мантры даже в общественных местах.
Тибетские мантры “Очищение биополя и пространства”, в отличие от индийских, не принято произносить вслух. Их воспроизводят мысленно, чтобы сознание максимально концентрировалось на смысле текста, а не на особенностях звуковых сочетаний. Не бойтесь, если у вас не получается выучить мантру наизусть. Большинство текстов сложные и даже длинные, так что их достаточно просто слушать, погружая сознание в благоприятную атмосферу расслабленности и энергетической подзарядки.
Используйте мантры тибетских монахов только, когда действительно хотите достичь желаемого. С текстом надо сливаться полностью, чтобы человека поглощало ощущение единства звука и тела. Нужно искренне и сильно жаждать очистки ауры, при этом не реализуя негативные скрытые мотивы. Перед тем, как озвучивать или слушать мантру, можно произнести сокровенное желание, т.е. цель практики, сформулированную своими словами.
Выбирая время изучения мантры для очищения биополя, учитывайте лунный календарь. Считается, что восстановить своё самочувствие, как физическое, так и энергетическое, а также добавить себе жизненных сил можно только в фазе растущей луны. А вот если надо убрать негативные мысли, отрицательный сгусток в биополе, коварную болезнь, лучше читать текст во время убывающей луны.
В сам момент полнолуния принято озвучивать лишь мантру в адрес богини Луны, которая помогает наполнить духовный сосуд человека. Самые простые тибетские тексты для расслабления и освобождения сознания можно читать без опоры на точное положение луны.
Однако любую мантру советуют озвучивать сразу после пробуждения, чтобы позитивный настрой сохранялся весь день. Впрочем, если вы ощущаете угнетение ауры после сложного дня, этим правилом можно и пренебречь.
Каждую мантру принято читать или слушать по 108 раз, ибо данное число отражает единение Космоса, Высшей Силы и Вечности. Для эффективности можно использовать во время чтения четки, на которых как раз 108 бусин. В среднем, на полноценное цикличное воспроизведение мантры уходит 15 минут. Но допускается и меньшее количество прочтений, нужно только, чтобы оно обязательно делилось на 3 без остатка. Например, всего 5 минут уходит на прочтение текста около 36 раз. Только учтите, что, сокращая время занятий, вы понижаете эффективность всей практики. Так что лучше тратить в сутки не меньше получаса на одну выбранную или разные мантры.
Создавайте подходящую для себя атмосферу вокруг. Сосредоточиться большинству людей помогает тихая музыка, мелодия тибетских чаш, а также огонь в виде ароматических свечек. Некоторым удобнее изучать мантры в групповом формате, к тому же считается, что так результат текста будет более заметным. Непосредственно перед началом озвучивания мантры надо наладить систему дыхания, чтобы каждый вдох и выдох был легким и непринужденным.
Подготовка к ЕГЭ. Задания по теме «Образование форм слова (морфология)»
Учителю для подготовки учеников к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР —
Учителю для подготовки учеников к ЕГЭ
Задания по теме «Образование форм слова (морфология)»
В одном из приведённых ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.
БЛЕЩЕТ красотой
выразил более ПРОЩЕ
голубоглазых ГРУЗИН
БРЫЗЖУТ на стекло
знакомые СЛЕСАРИ
2.
КОЛЕБАЕТ пламя
ЖАЖДУТ победы
СТРОЖАЙШИЙ запрет
новых КОНЮШЕН
БУХГАЛТЕРЫ посчитают
3.
более ШАТКИЙ стул
чистых КУХОНЬ
РЫЩЕТ по степи
ТЫСЯЧА семисот пяти
ПОЧИСТИ костюм
4.
не ЕЗДИТЕ
с ТЫСЯЧЕЙ откликов
я ВЫЗДОРОВЕЛ
нет НОВОСЕЛИЙ
в ОБОИХ странах
5.
вкусных ГРЕНКОВ
около СОРОКА минут
много ОЧИСТКОВ
ДВОЕ ножниц
тот случай более СМЕШНЕЕ
6.
в ОБОИХ книгах
достаточно ЯСЛЕЙ
ПОЕЗЖАЙТЕ на метро
много ЛИМОНОВ
ИХ интересы
7.
ПОПРОБОВАЕМ пирог
пара САПОГ
много ЗЕМЕЛЬ
ДИРЕКТОРА школ
за ПОСЛЕДНИЕ полстолетия
8.
около ПОЛУТОРА километров
пара новых БОТИНОК
ПОШЛИТЕ гулять вместе
нет свободных МЕСТ
много БРЕЛОКОВ
9.
шесть ГЕКТАРОВ
вкусных ОЛАДЬЕВ
с ТЫСЯЧЕЙ рублей
в ОБОИХ случаях
шесть десятых ПРОЦЕНТА
10.
ОТСРОЧИВАТЬ дату встречи
экзотических КУШАНИЙ
УДВАИВАТЬ силы
известные ЛЕКТОРЫ
ЕХАЙТЕ быстрее
11.
СВЕЖАЙШИЙ творог
МАХАЕТ вслед платком
северо-восточные ВЕТРЫ
острых САБЕЛЬ
с ВОСЬМЬЮСТАМИ гостями
12.
НАКЛЕЙ на тетрадь
ДЕВЯТИСТАМИ кнопками
УМОЛК ненадолго
громко КУДАХЧЕТ
КРЕМЫ мягкой текстуры
13.
пряник более СЛАЩЕ
прозрачного ТЮЛЯ
разрушительные ШТОРМЫ
несколько ЦЫГАН
КОЛЫШЕТ портьеры
14
СОЖЖЁШЬ письмо
килограмм ЯБЛОКОВ
более МОЛОДОЙ
в ТЫСЯЧА пятидесятом году
опытные РЕДАКТОРЫ
15
модные ВЕЕРА
вокруг НИХ
пара НОСКОВ
СЫПАЕТ снегом
около ПОЛУТОРА часов
16.
звонкие КОЛОКОЛА
ради НЕЁ
пара ЧУЛОК
ПОЕДЬ вперёд
ПОЛТОРА десятка слив
17.
городские ОКРУГА
пара БОТИНОК
в ПОЛУТОРАСТАХ метрах
перед НИМИ
КЛАСТЬ на стол
18.
новые КАТЕРЫ
возле НИХ
пара САПОГ
ПОПРОБУЮ
ПЯТЕРО суток
19.
ГЛОЖЕТ кость
длинноногих ЦАПЕЛЬ
ЖЁСТЧЕ мела
тончайших ЧУЛОК
ЧЕТЫРЁХСТАМИ школами
20.
ЛЯГТЕ на спину
около ПОЛУТОРА часов
ПОЛОЩЕТ бельё
белоснежных МАНЖЕТ
ИХНЕГО заказа
21
неожиданно ПОСКОЛЬЗНУЛАСЬ
с ТРЕМЯСТАМИ участниками
пачка МАКАРОН
жёстких СИДЕНИЙ
ЕДЬ быстрее
22.
ПОПРОБУЙ решить
ИХ замечательный проект
в ДВЕ тысячи восемнадцатом году
легчайшего ТЮЛЯ
ПОДСКОЛЬЗНУЛСЯ на тропинке
23.
в СТА городах
спеть более ГРОМКО
ДОСТИГНУЛ успеха
военные ИНЖЕНЕРЫ
широких СИДЕНИЙ
24.
глубоких РАЗДУМИЙ
в ТЫСЯЧЕ десятом году
правильный ПОЧЕРК
опытные ШОФЁРЫ
ОКОНЧИТЬ университет
25.
нельзя НАСМЕХАТЬСЯ
ОБЕИХ сестёр
с ВОСЬМИСТАМИ посетителями
совсем ВЫСОХ
душистого ШАМПУНЯ
26.
ПРИЙДЁТ вовремя
горячих ОЛАДИЙ
РЕДАКТОРЫ программы
НАДЕЛ шапку
нет свободных МЕСТ
27.
кустарник более КОЛКИЙ
ЗАМЁРЗ на улице
новые ПАСПОРТА
русских ДЕРЕВНЕЙ
ТРЕПЛЕТ скатерть
28.
пять ЛИМОНОВ
новые АДРЕСА
смотрел ВЕСЕЛЕЕ
быть с НИМИ
ПЛЕСКАЕТСЯ в реке
29.
взгляд более ПРИВЕТЛИВЫЙ
ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее
с ШЕСТИ ДЕСЯТЬЮ казаками
полк ГУСАР
ТРОЕ солдат
30.
пять ОСЕТИН
хлеб более ТЕПЛЕЕ
спросил у ПОДМАСТЕРЬЕВ
ТОНЧАЙШАЯ ткань
ПЕКУТ пироги
31.
огромные КУПОЛА
много КУШАНИЙ
САМЫЙ ТОНКИЙ прут
ЛАЗИЕТ по деревьям
ЕЗЖУ по вечерам
32.
ВЫСЫПЬТЕ на землю
ЗАМЁРЗНУЛ от ветра
ПОДЧЕРКНУТЬ слово
ЧИСТЕЙШАЯ река
увидел ФЛИГЕЛИ
33.
известные ДОКТОРА
не ТРОЖЬ его
в ДВЕ тысячи пятом году
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на ровном месте
тоскую по ВАС
34.
мой день РОЖДЕНИЯ
пара САПОГ
он ДОБРЕЕ всех
с ИХ детьми
КУДАХТАЕТ курица
35.
поверх ЭПОЛЕТ
НАДСМЕХАЛСЯ над всеми
трое ОФИЦЕРОВ
новые ИНЖЕНЕРЫ
РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ побыстрей
36.
СОХ на солнце
НАИКРУПНЕЙШАЯ рыба
подписанные ДОГОВОРА
ОБЕИМИ руками
с ПЯТЬЮСТАМИ рублями
37.
ЛЯГТЕ на пол
пара ПОЛОТЕНЕЦ
восемь КИЛОГРАММ
ПОПРОБУЕТ на вкус
КРАСИВЕЙШИЕ места
38.
более ТОНКИЙ
много ПОВЕРИЙ
в ПЯТИСТА шагах
ПРОПОЛОЩИ горло
семь МАНДАРИНОВ
39.
коротко ПОСТРИГСЯ
выступление БОЛЕЕ УСПЕШНОЕ
полк СОЛД АТ
с ИХ соседями
в СТАХ граммах
40.
двигаться ПОБЫСТРЕЕ
к ТРЁМСТАМ литрам
наиболее ДОСТОЙНЕЕ
пара ПОМИДОРОВ
МОК под дождём
1. просто 2. колеблет 3. тысячи 4. обеих 5. смешной 6. обеих 7. попробуем 8. пойдемте 9. оладий 10. поезжайте |
11. машет 12. девятьюстами 13. сладкий 14. яблок 15. сыплет 16. поезжай 17. полутораста 18. катера 19. четырьмястами 20. их |
21. поезжай 22. поскользнулся 23. достиг 24. тысяча 25. восьмьюстами <или> восемьюстами 26. придет 27. деревень 28. плещется 29. шестьюдесятью 30. теплый |
31. лазит <или> лазает 32. замерз 33. трогай <или> тронь 34. кудахчет 35. насмехался 36. договоры 37. килограммов 38. пятистах 39. ста 40.достойный <или> достойно |
Родство с другими словами
Праславянское слово *socha возводят к праиндоевропейской основе *k’ak-/*k’ank- ‘сук, рогатина’. К числу родственных слов следует отнести литовское šakà ‘ветвь, сук, развилина’; латышское saka ‘разветвление дерева’, sakas ‘хомут, ярмо’; древнеиндийское çā́khā ‘ветвь, сук’, готское hôha ‘плуг’ и др.
Конец сохи, которым вспахивали землю, назывался сошни́к. Сохой сейчас почти никто уже не пользуется, а вот слово сошник продолжает широко употребляться и в наши дни. Так называют, во-первых, режущее острие сельскохозяйственных орудий, служащих для вспашки или рыхления земли (плуга, культиватора). Во-вторых, сошник — это еще и часть сеялки, предназначенная непосредственно для высеивания семян в почву. Также сошником называется металлическая пластина у лафета артиллерийского орудия, которая упирается в землю и препятствует откату орудия во время выстрела.
В русском языке есть существительное сошка, по происхождению являющееся уменьшительной формой от соха. Оно обозначает палку-подпорку с развилкой на конце. Сейчас сошкой обычно называют двуногую подставку для упора огнестрельного оружия. В прошлом она представляла собой палку с рогатиной, откуда и название. «Рогатую» подпорку в диалектах еще называют словом рассоха того же корня.
Лингвисты предполагают, что кроме существительного женского рода соха ‘разветвленный сук’ в древнерусском (или даже праславянском) языке когда-то был вариант мужского рода сохъ (сох). От него с помощью приставки образовано слово посох, первоначально обозначающее палку с изогнутым концом (с одним, а не двумя, как у сохи).
Чтобы сформулировать значение слова соха, мы неоднократно использовали существительное сук ‘ветка дерева’. Скорее всего, оно тоже состоит в этимологическом родстве с сохой. Только сук восходит к той разновидности праиндоевропейской основы, которая была осложнена вставкой носового звука *n: *k’ank- >*sonk-. В результате действия тенденции к открытости слога в праславянском языке сочетание *-on- между двумя согласными преобразовалось в носовой гласный *ǫ (заметку об этих звуках можно прочитать здесь). Далее из праславянского *sǫkъ образовалось древнерусское сѫкъ (соукъ), где носовой гласный в корне довольно скоро перешел в звук , а в конце слова утратился редуцированный гласный . Так возникло слово сук в его современной форме.
Есть мнение, что все разобранные в нашей статье слова находятся в отдаленном этимологическом родстве с глаголом сечь ‘рубить, резать’, отсекать и т. д. Иначе говоря, сук или соха — это то, что отсекают от дерева или то, что имеет рассеченную форму. Разумеется, эти генетические связи не осознаются современными носителями русского языка и вообще восстанавливаются местами предположительно и с трудом, поэтому в нашем языке на нынешнем этапе его развития слова соха, сохатый, посох, сук и сечь однокоренными не являются. Однокоренными по отношению друг к другу остаются только слова соха, сошка и сошник.
Литература:
Откупщиков Ю. В. К истокам слова: рассказы о науке этимологии. — М., 2005.
Трубачев О. Н. Ремесленная терминология в славянских языках // О. Н. Трубачев. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. — Т. 3. — М., 2008.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 3. — М., 1987.
Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. – К., 1989.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – Т. 2. – М., 1999.
Словарь современного русского литературного языка. — Т. 14. — М., 1963.
Постройка крепости на Иртыше
Для Годунова назначение воеводой в Тобольск стало значительным продвижением по карьерной лестнице. Честолюбивый служилый, носивший царскую фамилию, с ревностью ухватился за предоставленный государем шанс прославить своё имя.
В столице Сибири Пётр Иванович сразу же развернул кипучую деятельность. Он реорганизовал местное войско, замыслил возведение линии обороны от степняков, построил первые за Уралом мануфактуры и винокурни, ввел новые налоги, нашел железную руду, наладил снабжение беспашенной Мангазеи хлебом — словом, без дела не сидел. Кроме того, Годунов был словно одержим экономией: в его записках на имя государя аккуратно подсчитан каждый рублик. Сам воевода насчитал экономии от своих реформ на 60 058 рублей в год — по тем временам сумма гигантская.
Все эти многочисленные преобразования, затронувшие многие стороны жизни Сибири, легли на плечи местных жителей «наймуючи дорогую ценою». Тех служилых, кто неохотно исполнял волю строптивого воеводы, били кнутом и сажали под замок.
Развернув неутомимую деятельность, Годунов перетряхнул всю Сибирь, и она ему этого не простила. К царю в Москву толпами повалили челобитчики с жалобами на ретивца. Годуновым были недовольны не только крестьяне и мелкий служилый люд, но и подчиненные ему гордые управленцы — Томск, Тюмень, Верхотурье — мало где Петра Ивановича поминали добрым словом.
Специфика управления сибирскими землями в XVII веке была такова, что местные воеводы почти не задерживались на одном месте дольше трех лет. За это время почти невозможно воплотить в жизнь сколь-нибудь основательные планы по обустройству Сибири. Каждому вновь прибывшему воеводе приходилось сызнова вникать в специфику вверенных ему земель и своим умом доходить до того, как ими управлять.
Годунов крепко взялся за переустройство Сибири, став предтечей реформ губернатора Матвея Гагарина. Но воеводская Россия еще не терпела крутых преобразований. В 1669 году царь внимательно рассмотрит все челобитные и уберет Годунова из Тобольска, отменив все заведенные при нем порядки. Оскорбленный воевода умрет на следующий же год.
Пахарь. Акварель Дж. О. Аткинсона. (pinterest.com)
Новая Сибирь
На севере Сибири русские не боялись никого. Тобольские воеводы собирали с местных инородцев богатый ясак, которого хватало и государю, и самим воеводам. На берегах Оби вели себя непокорно лишь вогуличи, которые, впрочем, никогда не были способны на организованное сопротивление.
Совсем иначе обстояло дело на юге. Народы степи постоянно встречали русских на землях по Исети коварной стрелой или острой саблей. Существование Далматовской обители в условиях вечно осажденной крепости показало, насколько первые поселенцы уязвимы в новом для себя крае. Раз освоение южного Зауралья не пошло мирным путем, значит, его нужно было провести силой оружия.
Ялуторовский острог — современная реконструкция. (pinterest.com)
Василий Шереметев, воеводствовавший в Тобольске в 1649—1652 годах, быстро понял специфику южной границы вверенных ему земель. По его инициативе на Исети строится первая основательная русская крепость — Исетский острог.
Развитием и укреплением исетской оборонительной линии занялся воевода Петр Годунов, служивший в Тобольске в 1667—1670 годах. Годунов отлично представлял себе географию управляемых им земель — по его наказу, вероятно, Ульяном Ремезовым была составлена первая русская карта Сибири — знаменитый «Чертёж Сибирской земли».
По задумке воеводы, цепь оборонительных сооружений начиналась в месте слияния рек Тарханки и Тобола — Тархановским острогом, далее через Ялуторовский острог линия продолжалась по Исети через Исетский острог, опиралась на Мехонский и Шадринский остроги, дальше, следуя через крепнущий Далматовский монастырь, линия упиралась в Катайский острог. Между Исетским и Шадринским укрепленными поселениями планировалось срубить два новых острога. Кроме того, амбициозный воевода задумал от Катайского острога до реки Чусовой поставить еще четыре крепости. Сегодня годуновская оборонительная линия прошла бы по территории трех областей — Тюменской, Курганской и Свердловской. Но в XVII веке Годунов рассчитывал управлять разбросанными на гигантское расстояние острогами из одного центра — Тобольска. К сожалению, это благое начинание, как и множество других идей деятельного воеводы, не было реализовано до конца. Новые поселения на намеченных Годуновым местах будут построены уже не им.
Часть оборонительной линии Годунова. (pinterest.com)
Сибирский острог в XVII веке представлял из себя крепость с высоким деревянным частоколом и несколькими башнями. Внутри могучей стены казаки обязательно ставили церковь или часовню — закрепиться в чужом краю без божьей помощи невозможно. Для создания оборонительного сооружения воеводы привлекали пашенных крестьян. Последние тяготились такой повинностью и писали властям челобитные, что они «от острожного ставления вконец сгибнут».
В остроге легко могли укрыться несколько десятков служилых стрельцов и казаков, которых в 1667 году реформатор Годунов превратил в драгун. Драгуны были крепче привязаны к своей земле, так как служили без жалованья, но при этом освобождались от податей и получали от государя пашню. По словам Годунова, драгуны сочетали в себе все плюсы конного и пешего строя, так как «драгун в походе — конный, а пеш драгун — солдат же».
На востоке годуновской линии русские остроги отбивались от наскоков кучумовичей и калмыков, на западе — от «башкирской шалости». Жизнь в таких условиях не была сладкой. Остроги регулярно подвергались нападениям, в результате которых деревянные укрепления нередко сгорали, но упрямые воеводы вновь возрождали остроги.
Русские, приходя на новую землю, вынуждены были общаться с местными инородцами. Относительно легко удавалось найти общий язык с татарами, народом оседлым и знакомым еще по таежной Сибири. Так, однажды татары, жившие в юртах вокруг Тархановского острога, нашли в траве крашеную доску, которую приспособили для чистки рыбы. Однако вскоре доска пропала и вновь очутилась под стенами острога. Татары от греха подальше отнесли чудесную находку русским, которые пришли в ужас — на доске явственно проступал лик Спаса. Икону-доску казаки с трепетом перенесли в острожную часовню и замирились с местными татарами, впредь оберегая их от разорительных набегов кучумовичей.
Происхождение и эффективность
Тибет — это пространство легенд, мифов и старейших религиозных традиций. Именно в этом месте люди несколько столетий подряд пытаются постичь душу человека и тайны целой Вселенной. Из поколения в поколения здесь передаются эффективные мантры, которые усиливают разные обряды и медитативные практики.
Данные тексты — неотъемлемый элемент масштабной духовной культуры, что доказывается первыми найденными мантрами, относящимися еще к древнему храму Будды, который был построен много тысячелетий назад.
Современные звуковые вибрации, используемые монахами Тибета, напоминают мистический ритуал, недоступный простому человеку. Но читать древние тексты или слушать их можно без особых навыков. Главное, чтобы волны звука вызывали отклик в человеке, активировали резервы его подсознания и погружали в приятный расслабляющий транс.
Тибетские тексты работают так, что создают новое энергетическое поле, воздействующее на мозг человека и пространство Космоса вокруг него. При этом мощность образованного потока напрямую зависит от частоты произнесения мантры.
Мантры очищения, созданные тибетскими монахами, призваны избавлять от разных форм негатива, закрепившегося как на личном биополе, так и на ауре квартиры, офиса, дома. В первую очередь, эти вокально-голосовые формулы избавляют от отрицательных мыслей, засевших в голове и провоцирующих разрушение тонких оболочек.
Но самое главное в том, что прослушивание и произнесение данных текстов улучшает циркуляцию энергии внутри и снаружи человека, поэтому происходит также очищение пространства, биополя, кармы.